Миф и сказка извечны, хотя и могут видоизменяться во времени. Золушка, она же София и при крещении Екатерина, была терпелива, Фея - императрица Елизавета - мудра и могущественна, ну а принцы бывают разными .. Фея была набожной, и про ее царствование говорили, что она "соединила церковь с танцевальной залой". Нарядов у нее было не счесть, а чтобы показать красоту ног своих, она любила переодеваться на балах в мужское платье. От красоты же ея кавалеры падали в обморок . Детей у нее не было, поэтому наследников Екатерины и Петра III она воспитывала как своих собственных..
Нелегка была жизнь Золушки, пусть и Великой Княгини: не достигшей совершенолетия "даме" приходилось сопровождать деятельную Елизавету во всех ее путешествиях и выносить все тяготы походной жизни. Поначалу ей казалось, что она не выдержит столь тяжелых испытаний:
"Мы ехали день и ночь в открытых санях. !5 декабря мы поехали назад из Москвы в Петербург. В середине дороги у меня опять страшно разболелись зубы; но несмотря на то Великий Князь не позволял закрыть сани. Едва могла я выпросить позволения немного опустить циновку, чтобы хоть сколь-нибудь укрыться от холодного и сырого ветра, который дул мне прямо в лицо.."
"В этот год, перед наступлением зимы, мне показалось, что я опять беременна, и мне отворяли кровь. У меня сделался флюс в обеих щеках..после нескольких дней боли у меня выпали четыре большие зуба. с каждой челюсти по два крайних.."
Путевые дворцы были удобнее походных палаток, но и они не отличались комфортом: "...печки были так ветхи, что когда их топили, можно было насквозь видеть огонь..дым обыкновенно наполнял комнаты и от него у нас болели головы и глаза. У меня разболелось горло и сделалась лихорадка..скука, физическая и нравственная неловкость и неудобство моего положения наводили на меня ипохондрию.."
Увы и ах, в трудные года привыкания к новой отчизне любовь не была ей опорою: ".. я видела, что из всех возможных предметов он обращал на меня наименьшее внимание, именно потому, что я была его женою..чувство горечи я старалась подавлять в себе несравненно более других чувств: моя природная гордость, естественный закал души моей, делали для меня невыносимою мысль быть несчастною.."
Золушка нашла в себе силы справиться и с унынием и зимним авитаминозом ( Ах если бы мы могли переслать ей в прошлое препараты витаминов С, А.Д, Е и коэнзим Q 10, чтобы справиться с парадонтозом и начинавшейся цингой, а с помощью хелатированных минералов с добавками морских водорослей поддержать ее щитовидную железу!). Даже в наши дни повсеместного комфорта порой трудно пережить долгую зиму. Она же смогла адаптироваться, выучить язык и не только освоить местные обычаи, но и, в отличие от мужа своего, полюбить их: "К концу масленицы Ея Величество возвратились в город. На первой неделе поста мы стали говеть. В среду вечером я должна была идти в баню в дом к Чоглоковым.."
«Первое время московской жизни я принуждена была оставаться у себя в комнате, потому что у меня по всему лицу высыпали прыщи; я до смерти боялась, чтобы от них не остались на лице пятна и велела позвать доктора Боергава; чтобы вывести с лица эти прыщи, он дал мне успокаивающих кровь микстур и разных разностей. Но все это не помогало, и тогда он сказал: я дам вам лекарство, которое непременно очистит лицо. Он вынул из кармана небольшую скляночку Фальковаго масла ( l'huile de Falk), приказал развести в воде одну каплю, и этою смесью от времени до времени, хоть раз в неделю умывать лицо: действительно все прыщи пропали, так что дней через десять я могла показаться в свете»
Екатерине, тогда Великой княжне, супруге Петра III было всего-то 16 лет. Для нее в чужой тогда еще стране и при дворе императрицы Елизаветы многое было непривычным и неприятным, приходилось сдерживать свои эмоции. Сегодня бы мы назвали это стрессом. Можно предположить, что с точки зрения Аюрведы, у нее преобладала конституция типа Питты – Капхи (Огня-Воды). Поэтому придворные медики часто назначали ей лечебные кровопускания. Огонь управляет кровью, а состояние крови сказывается на коже. И если для незамутненного, но возбужденного Огня характерны чрезмерный аппетит и жажда, наряду с ощущением жжения и жара, взбвлмошностью в поведении и обостренностью восприятия, то проявления загрязнения – иные. Это как раз кожные высыпания и затуманенное восприятие, которые усугубляются под воздействием холода. Вероятно, придворный медик в качестве «успокаивающих кровь микстур и разных разностей» применял то же, что рекомендует в таких случаях Аюрведа – горькие травы внутрь.
Фальковое или, как теперь его называют аргановое масло, получаемое из орехов редкого кустарника южных стран по стоимости соперничает с трюфелями и его впору прописывать разве что царственным особам. Это масло богато витаминами А, Е и F – эссенциальными жирными кислотами – линоленовой и линолевой. Современные нутрицевты при кожных расстройствах наряду с витаминами А, Е, С , В5 – пантетином, а также цинком и селеном используют подобные, но не столь дорогие масла, получаемые из семян энотеры или огуречной травы. В домашних условиях нам не приготовить Фальковое масло, но приготовить нижеследующее домашнее противовоспалительное средство для «пилинга» и увлажнения кожи нам под силу. История его такова:
«..Я очень загорела, и лицо у меня было все красное, потому что всю весну и часть лета безпрестанно езжала на охоту.. Увидев меня,. императрица вскрикнула от удивления, так я переменилась, и сказала, что пришлет мне притиранья от загару. Действительно она тотчас прислала стклянку, в которой яичный белок был разведен лимонным соком и французской водкой..Загар мой через несколько дней прошел; это притиранье я употребляла и в последствии и давала его многим от загару. Я не знаю лучшаго средства против воспаления кожи. Им также хорошо выводить пятна, которые по русски называют лишай..это тоже род воспаления от которого кожа зудит».
Развлечения зимней поры -посещение бани, балы-маскарады, катание на санях с горок, Золушка уравновешивала самообразованием, но читала не романы, а серьезные книги - историю Вольтера, летописи Тацита, "Дух законов" - Монтескье. Она писала о самой себе, что имела "скорее мужскую, чем женскую душу", поэтому и наряды выбирала особенные: "..когда бывали превращенные маскерады, я заказывала великолепное мужское платье, все с шитьем,и в самом изысканном вкусе: за это не могло быть выговоров; напротив Императрица, не могу хорошо объяснить почему, бывала довольна моим богатым мужским нарядом.."
Так ей и удавалось пережить долгую русскую зиму. В теплую же пору у Екатерины не было времени для уныния. В Ораниенбауме она взяла за обыкновение кататься по морю в лодке вдвоем с егерем. В то время как супруг бражничал и волочился за фрейлинами, жена занималась воспитанием характера своего и находила спасение в творчестве: "..мне пришла фантазия развести себе сад..., но я знала, что Великий Князь не даст мне для этого ни клоча земли, и потому попросила Князей Голициных продать или уступить..и они охотно уступили ее мне... Я ...разводила и сажала в Ораниенбауме так называемый сад мой; остальное время гуляла пешком, ездила верхом и в кабриолете, а когда оставалась в комнате, то читала.."
Только терпение, дисциплина и желание во всем достигать совершенства делают из Золушки королеву . Но вначале Екатерина стала королевой манежа. Сказвают, что она даже сама усовершенствовала седло. Вот как она пишет об этом в своих "Записках..": "Начавши приватные уроки верховой езды, я снова пристрастилась к этому упражнению. Я вставала в шесть часов утра, одевалась по мужски и шла в сад свой; там у меня было устроено особое место на чистом воздухе, служившее мне манежем. Успехи мои были так быстры, что часто Циммерман подбегал ко мне из середины манежа, и в каком-то невольном восторге со слезами на глазах цаловал у меня сапог. ..На этих уроках присутствовали только старый хирург мой Гийон, одна камер-фрау и несколько человек лакеев. Я была очень прилежна и брала эти уроки каждое утро кроме Воскресенья; и по правилам манежа, Циммерман в награду трудов моих подарил мне серебрянные шпоры.."
"Увидав с какой ловкостью и проворством я села на лошадь, Императрица вскрикнула от удивления и сказала, что невозможно сидеть красивее моего; она спросила на каком я седле и узнавши, что на дамском, сказала: Можно было побиться на заклад, что она сидит на мужском.."
А потом наступил день триумфа накануне 29 июня - Петрова дня, но прежде ей очень пригодились годы тренировок, воспитавшие выдержку и закалку: "Я отправилась отдохнуть..бросилась на постель не раздеваясь; офицер снял мои сапоги. Я спала два часа с половиной, потом пустились опять в путь верхом; гусарский полк шел впереди, потом мой эскорт, составленный из конной гвардии, потом непосредственно за мной весь мой двор; гвардейские полки по старшинству и три линейные полка. Я въехала в город при громких возгласах и так доехала до Летнего дворца, где меня ожидали двор и синод, мой сын и все лица бывшие при мне.."
Когда настают трудные времена и нам впору следовать заветам Великой Екатерины: " счастие и несчастие в душе каждого человека; если ты чувствуешь несчастие, стань выше его и действуй так, чтобы твое счастие не зависело ни от какого события "
Доктор Воронцов